Наша первая поездка к морю на машине ' Идея поездки на море на машине родилась давно. Но год шел за годом, и каждое лето что-нибудь мешало осуществить её. С течением времени идея стала практически мечтой. А дорога в сторону моря стала сниться по ночам. В этом году с начала лета всё складывалось, вроде бы, не плохо, и я начала разрабатывать маршрут и готовить машину к дальней поездке. В июле наши девчонки съездили в свой любимый Питер, и у нас появилось моральное право уехать в отпуск вдвоем. Старт 2 сентября. Поехали, как и планировали, через Орду, Чернушку, Дюртюли, чтобы до минимума сократить нелюбимую мною М5. В Пермском крае догнали колонну, везущую негабаритный груз. И какое-то время плелись за ней. Реально плелись - со скоростью 20-25 км/час. Колонна была длинная и, самое неприятное, занимала 1,5 полосы из 2-х. Через полчаса раздумий на тему "а разрешается ли её обогнать", всё же решились. На М5 вышли за Октябрьским и через 74 км ушли на Бугуруслан. К вечеру первого дня пути доехали почти до Самары. Остановились в кемпинге. За 1000 руб. условия – просто царские: огромная комната, все удобства, кондиционер, телевизор и машина прямо у дверей. 3 сентября. Цель – добраться до Волгограда, где на две ночи забронирована гостиница (бронировала через booking.com). По дороге видели и солнышко, и дождик. В Волгоград прибыли вечером. Вроде бы и не поздно, но световой день в сентябре уже короткий, особенно на юге. Тут отдельное спасибо навигатору – без него бы пришлось ночевать в машине. Ибо в темноте, в дождь и в чужом городе ориентироваться по бумажной карте было бы очень непросто. В гостинице познакомились с мелким-примелким котишкой Тишкой. Какие «умники» оторвали дитё от матери-кошки так рано, я не поняла. По словам хозяйки, он живет у них уже две недели. Хотя внешне больше месяца ему не дашь. Несмотря на свой малый размер и возраст, Тишка – весьма самостоятельная личность. Гостиница маленькая и расположена на полностью закрытой территории, поэтому его выпускают погулять во двор, где он и делает все свои делишки. В горшок, который поставили ему в помещении, не ходит – просится на улицу. 4 сентября. Весь день провели в Волгограде. Я специально искала гостиницу поближе к Мамаеву Кургану, чтобы ходить по городу пешком. Но погода нас немного подвела, мокнуть не хотелось, да и вокруг гостиницы сплошняком шел ремонт дороги – грязь, лужи, поэтому решили, что от гостиницы до Мамаева Кургана мы доедем на машине. Там поставим её на стоянку и на Курган – пешком, а дальше – на общественном транспорте. Ансамбль на Мамаевом Кургане поражает своим величием. А главная скульптура – ещё и потрясающим инженерным расчетом. Меч длиной 33 метра весит 14 тонн! Это единственная внешняя деталь скульптуры, выполненная из металла. Остальное – бетон.
Бродили мы там долго и солнышко прогнало дождик, поэтому фотографии такие разные. Потом сели на трамвайчик и поехали в музей-панораму «Сталинградская битва». Трамвай называют скоростным и местами он идет под землей, как метро. Выглядит забавно. Это не станция метро, это – остановка трамвая: А это – сам трамвай: Фотка некачественная, но легко узнается чешский вагон, такой же, как у наших трамваек. Видели мы и другой вариант: длинный низкопольный однообъемник с двумя гармошками. Фотки, увы, нет. Музей-панорама «Сталинградская битва» расположен на берегу Волги, рядом со зданием довоенной мельницы. Напротив, через дорогу – Дом Павлова, вернее, всё, что от него осталось – торцевая стена. На месте самогО дома построили новый жилой дом. Разрушенное здание мельницы: Перед мельницей – фонтан, ставший символом Сталинграда. До войны располагался на привокзальной площади. Это его копия. А это – часть макета центра Сталинграда: На переднем плане – здание ж/д вокзала и на площади – этот фонтан. Остальные фото из музея и немного панорамы (там не очень качество получилось из-за специфического освещения) смотрите в альбоме. Разбитый танк в сквере перед музеем:
5 сентября. Выехали из Волгограда в семь утра по местному времени. Ехали через Суровикино, Зимовники и Цукерову балку. "Страшные" морозовские и цукеровские гаишники перестали таковыми быть: то ли зарплату им повысили, то ли видеорегистратор их отпугивает, но на всём пути не остановили ни разу. Забегая немного вперед, скажу, что за всю поездку ни разу документы не доставала. Сплошная – табу всегда. Скорость – старалась больше, чем на 500 рублей не нарушать. Ну, и радар-детектор рулит! Дорога к морю: Добрались до Ейска: Прекрасный, тихий городок. Улицы, утопающие в зелени, много парков и цветов. Народу немного, нет навязчивой громкой музыки. Возможно, потому, что пик сезона миновал. Непуганые кошки и собаки, живущие бок о бок с людьми и не конфликтующие ни с людьми, ни друг с другом: Жилье искали в старой части города, там, где много частного сектора. Нашли быстро и относительно недорого (1200 руб./сутки за двоих). Условия: огромная комната с выделенной зоной спальни, санузел, веранда, кухня на три комнаты. Кондиционер и ТВ – само собой есть. Ейск:
Светодиодные плоские светофоры (такие же встречались и в Волгограде): Ейск - родина многих известных людей. Памятников, барельефов и памятных досок - десятки. Сергей Бондарчук: Нонна Мордюкова: 9 сентября. Должанка, или коса Долгая. Расположена примерно в 40 км от Ейска. Дорога – блеск: Море: Берег: Ближе к концу косы есть серфприют – база любителей воды и ветра.
10 сентября. Утром мы покинули гостеприимный Ейск и двинулись в сторону Тамани. Думали, что проведем там день или два, но погода не порадовала. Поэтому покатались по Таманскому п-ву и поехали в Анапу. Виноградники: Коса Тузла. Когда-то это была естественная коса, примыкавшая к Таманскому полуострову. В 20-х годах прошлого века рыбаками был прорыт небольшой канал у основания косы. Таким образом они хотели сократить путь из Азовского моря в Черное. Но просчитались. Сильные течения размыли практически всю косу, оставив несколько крупных островов со стороны Крыма и гряду мелких – со стороны Тамани. В 2000-х годах было принято решение восстановить размытую часть косы со стороны Тамани. Так что нынешняя коса Тузла – это искусственное сооружение, по сути, дамба. А это уже история: Завод «Фанагория» и фирменный магазин (а как же): В Анапу приехали ближе к вечеру, но было ещё светло. Куча народа, просто толпа. Шум и гам. Отвратительное зрелище. Развернулись и поехали в Витязево. Ха! Наивные! Там – тоже самое. Снова развернулись и поехали в район, где мы с девчонками жили 10 лет назад. Район застроен частными домами и там по-прежнему достаточно тихо. Зеленые дворики, увитые виноградом и полное отсутствие громкой музыки. Жилье уже искали в кромешной темноте. И нашли на улице с прикольным названием: Первую ночь переночевали в номере без удобств, как тут называют. Т.е. душ-туалет во дворе. Очень неудобно, скажу я вам (уже привыкли жить с комфортом). Особенно неудобно после употребления арбузика. Потом уехали челябинцы, и мы перебрались в номер с верандой и удобствами на любимом втором этаже. Комната поменьше, чем в Ейске и не такая красивая, но для ночевок вполне приемлемо (по цене тоже – 900 руб./сутки за двоих).
11 сентября. Сукко и Б. Утриш. Собственно, Сукко мы только проехали. Мимо. Тихий и уютный поселок превратился в маленькое подобие Анапы. Застроен каждый кусочек земли. Моря не видно из-за многоэтажных домов. Вид на Сукко от Утришского дельфинария: Погрустили и поехали дальше. Вид со смотровой площадки, не доезжая Б.Утриша: Вон там вдали виден Большой Утриш: Вот он ближе: Большой Утриш порадовал. Проезд к маяку, правда, платный (300 руб. с машины). Но зато минимум народа и чистейшая синяя вода.
12 сентября. День провели в Анапе. Наверное, город стал красивее, чем был 10 лет назад. Но этот город точно не для меня. Слишком шумно и людно. «Бутики» по дороге на пляж убили наповал. Напротив аквапарка раньше была чудесная набережная с парапетом из желтого песчаника. Было просторно и светло. А сейчас как будто идешь по торговому центру, а между «бутиками» проходы в аквапарк и на пляж. Вот так было (фото 2003 г.): Теперь на её месте ограждение из стекла и металла: И бесконечные «бутики». Даже шубу можно купить, зайдя в магазин в одних плавках. А это анапский пляж. Издалека: И вблизи: Много эксклюзивных услуг за ваши деньги. Например, водный массаж: Или вращающиеся шезлонги для ровного загара на евро пляже:
Забавные полицейские электромобильчики. Ездят, издавая прикольное жужжание. Раз уж мы решили посвятить день целиком Анапе, то дошли и до Высокого берега. Там тоже многое изменилось, но не так кардинально, как в центре. Маяк: Пляж:
13 сентября. Винно-исторический день. Были в Абрау-Дюрсо, Мысхако и на Малой Земле. В Абрау-Дюрсо красиво. Очень красиво. И тихо. Голубое озеро, горы и шикарный парк: Заехали в Мысхако: И поехали на Малую Землю: И тут мы поняли, что если сейчас не повернем домой, то приедем уже в темноте и на море не успеем. Перенесли все оставшиеся планы на завтра и помчались к морю. Успели схватить солнышко за хвостик:
14 сентября. Наш предпоследний день в Анапе. Мы вновь отправились по знакомой уже дороге до Новороссийска. Конечной целью была скала «Парус» в Прасковеевке. Но мы же отдыхаем и никуда не торопимся, поэтому сначала остановились на выезде из Новороссийска на смотровой площадке. Внизу, под обрывом, на совершенно пустом пляже обнаружили палатку и рядом машину: Если не считать, что совсем рядом порт, то место замечательное. Вот только как туда съехала машина? Справа заезда тоже нет: Видимо, по той серой полосе на первом снимке, которую вначале я приняла за осыпь. Интересно, а обратно она выедет? Проезжая мимо Кабардинки, не могли не посетить мыс Дооб, где расположен памятник погибшим на пароходе «Адмирал Нахимов». Не укладывается в голове, как в хорошую безветренную погоду, летом, можно было не заметить огромный, сверкающий всеми огнями, пароход. Причем, зная, что его надо пропустить при выходе из порта. Вид на море с мыса Дооб: А это памятник: Внутри воронки-волны списки погибших: Очень много одинаковых фамилий. Геленджик проехали по Сухумскому шоссе, не заезжая в город: По плану у нас оставалось два места: «Голубая бездна» и скала «Парус». Увидев на повороте серпантина стрелку с надписью «кемпинг» повернули в сторону моря. Проехали через лес и выехали на большую поляну, с которой открылся совершенно потрясающий вид на море: Добрались до кемпинга. Расположен он в сосновом лесу. Народу совсем немного, в основном, местные. Несколько машин с московскими номерами. Поинтересовались, где находится спуск к воде и пошли в том направлении. Красотища неописуемая. Жить тут, даже в походных условиях – счастье. Правда, при условии относительно небольшого количества народа. Сам кемпинг с палатками не фотографировала. Всё больше подходы к спуску, спуск и море: Спуск весьма крут. Сначала по лесу идет тропка. Потом – металлическая лестница, которую видно на следующей фотографии. Ниже – каменные ступени.
И именно спуск меня смутил – нигде в описаниях Голубой бездны мне не попадалось ничего похожего. Закрались смутные сомнения, а туда ли мы приехали? Выехали обратно на дорогу и двинулись в сторону Прасковеевки. Через несколько километров увидели указатель «Автокемпинг «Голубая бездна». Но времени заезжать уже не было. Придется вернуться туда ещё раз. Вид на скалу «Парус» с пляжа Прасковеевки: Камешки: Скала «Парус» когда-то была частью берега. Обрывистый берег и пляж состоят из такого же песчаника: 15 сентября. В последний день решили никуда не ехать. Ибо ни разу не получилось у нас вернуться рано, да и погода как-то подпортилась – поднялся ветер, набежали тучки. Пошли на ближайший к нам пляж – к речке Анапке. Вышли на берег – и порадовались, что остались тут: ветер гнал к берегу неплохие волны:
16 сентября. С утречка пораньше стартовали домой. Черт дернул меня поехать через Краснодар (по объездной, понятно). Думала, выйдем пораньше на М4 и помчим. Ага, фигушки! На М4 сплошные ремонты. Одних строящихся путепроводов насчитали больше 20 штук. Т.е. ВСЕ примыкания дорог, ведущих в станицы делают развязками! До Кущевской тащились…в общем, график порушили основательно. После Кущевской М4 – супер трасса – по две полосы в каждую сторону с разделителем. Но уже было понятно, что за Волгоград уехать мы не успеваем. А тут ещё навигатор преподнес сюрприз – отвалился разъем питания. Проводов разнообразных у нас с собой было много. Приспособили было зарядник от телефона, но, увы – у него оказался слишком слабый ток зарядки, и через час наша «Ириха» из навигатора сказала нам «до свидания». Так что вопрос ехать за Волгоград или нет решился сам собой – нам нужен зарядник для навигатора, который можно найти только в Волгограде (дальше города будут мелкие, у крупных есть объездные и заезжать в них совсем не хочется, а Волгоград всё равно проезжать насквозь). По дороге туда мы уже успели оценить удобство сего девайса, и лишиться его было бы очень обидно. Заночевали перед Волгоградом в кемпинге. 17 сентября. Утром по Дубль-ГИСу нашли нужный магазин, и наша «Ириша» вновь заговорила человечьим голосом. Дорога домой: Перед Бугурусланом циферки на одометре выстроились в красивый ряд: Задержка в Волгограде снова выбила нас из графика. Ехать четыре дня никак не входило в наши планы, поэтому решили ехать, пока едется. Захочется спать – причаливаем к первой заправке и спим в машине. К 12 ночи дороги практически опустели, ехать одно удовольствие. Часа в два ночи остановились поспать на Лукойле на М5. Хорошо, когда машина большая – упаковались в спальники и проспали до утра. 18 сентября. Разбудили нас начавшие двигаться фуры. Можно было, конечно, поставить будильник и встать пораньше, но захотелось выспаться, да и ехать по М5 нам предстояло немного, около 50 км. Перед Октябрьским ушли в сторону Дюртюлей: Родные башкирские холмы, знакомый запах трав. И лес, такой красивый в начале осени: Ряды разноцветных качалок: Припарковались перед домом в 23 часа местного времени. Фоток нет, т.к. дружно перетаскивали содержимое машины домой. Впервые пожалела, что у нас нет бара. Надо будет исправить эту оплошность ' Общие итоги: Отдых удался на все 100! План-минимум «Где побывать? Что посмотреть?» выполнен, за исключением Голубой бездны. Пройдено 6845 км, из них 1180 – по побережью. Машина оказалась не такой прожорливой, как я про неё думала, и кушала 8,5л/100 км. С нетерпением будем ждать следующего лета, чтобы поехать куда-нибудь подальше и на подольше.