Уж так легли карты, что в 2011-2012 годах мне пришлось по делам несколько раз побывать в одном небольшом чувашском городке. Забавное слово - Алатырь. И это не только название торгового центра на углу Малышева/Московская в Екатеринбурге.' Алатырь – небольшой город в Чувашии с населением около 35 тыс. чел. Расположен в Среднем Поволжье, на левом берегу реки Суры, вблизи впадении в неё притока - реки Алатырь. Река Сура Официальной датой основания города считается 1552 год — время первого упоминания Алатыря в Патриаршей (Никоновской) летописи: «И учал государь мыслити з братом своим со князем Владимиром Андреевичем и з бояры и с всеми воеводами, как итти х Казани и на которые места; и приговорил итти государь надвое, вмещениа для людем, а самому государю итти на Володимерь и на Муром, а воевод отпустити на Резань и на Мещеру, а сходитца на Поле за Алатарем.» Данный текст — один из фрагментов описания последнего (третьего) похода Ивана IV на Казань, закончившегося покорением Казанского ханства. Упоминание Алатыря в одном ряду с другими городами позволило историкам высказать предположение, что к тому времени город уже существовал. В частности, в «Географическом Лексиконе» Ф. А. Полунина приводятся сведения, указывающие на то, что Алатырь был основан ещё в XIII веке, во времена княжения Юрия Всеволодовича Владимирского как острог на месте мордовской деревни, который в XVI веке был перенесён Иоанном IV на новое, более удобное для крепости место. Разногласия среди историков вызывает и то, когда в действительности русское войско во главе с царём проходило по территории нынешнего города. Так, один из исследователей истории Присурья В. М. Шишкин, считает, что Алатырь мог быть основан Иоанном Васильевичем во время не последнего, а ещё 1-го казанского похода (то есть в 1547—1548 годах). Безусловным и неоспоримым является лишь тот факт, что поселение на месте современного города существовало задолго до его упоминания в русских летописях. Это подтверждается найденными остатками древнего городища (предположительно принадлежавшего одному из мордовских племён), и археологическими находками (в том числе X—XII веков), и сохранившимся в топонимике Алатыря названием эрзянского поселения Сандулеи (эрз. — Сянглей, «Развилка реки»). Так или иначе, не позднее 1552 года (по версии В. Э. Красовского — 4 августа 1552 года) царь Иоанн Васильевич подошёл со своим войском к высокому берегу Суры в месте впадения в неё реки Алатырь и «…приказал тут же при себе… построить город рубленый и укрепить его по всем правилам тогдашнего крепостного искусства, назвав его по имени реки — Алатырем». Именно с этого времени началась история города Алатыря как русского военного, культурного и религиозного форпоста на восточных границах Русского государства. В современном Алатыре преобладает частная застройка. Два микрорайона, застроенных многоэтажными домами — Стрелка и Западный, расположены на окраинах. Кроме того, многоэтажные дома были построены в некоторых кварталах центральной части города. Алатырь является одним из шести моногородов Чувашии. Основные предприятия города: Алатырский механический завод, ОАО "Завод "Электроприбор", ООО "Молочное дело - Ивня" и другие. А еще несколько крупных учреждений ФСИН. Почти 500-летняя история города оставила в наследство большое число памятников церковной, гражданской и промышленной архитектуры. В Алатыре - более десятка соборов, церквей и монастырей. Свято-Троицкий мужской монастырь (известен с 1584 года). Церковь Иакова Алфеева Памятник Степану Эрьзе (Нефедову) - чувашскому иконописцу, художнику, скульптору. Простите за краткость, но как я уже говорил, поездки были сугубо деловыми и, к сожалению, не предполагали долгих прогулок и изучения города... Далее расскажу о дороге до Алатыря.
Ездил в Алатырь трижды. И каждый раз - разным маршрутом. Ну чтобы не скучно было ?:: Кратко расскажу о каждом и попробую сравнить между собой. Возможно, это пригодится кому-нибудь, кто поедет в сторону Казани или вообще на запад от Екатеринбурга. Первый: Екб - Орда - Уинское - Чернушка - Куеда - Бураево - Дюртюли - Верхнеяркеево - Муслюмово - Нурлат - Кошки - Димитровград - Ульяновск - Сурское - Алатырь Трек: http://www.gpslib.ru/tracks/info/62347/Ekb-Dyurtyuli-Alatir.html Выбрал этот вариант по одной простой причине: дорога до Кошек была мне знакома. Это - плюс. Расстояние получилось 1324 км, средняя скорость движения 82,17 км/ч, время 16,1 часов. Минусы: проезд насквозь двух немалых городов - Димитровграда и Ульяновска. В Ульяновске попал в пробку, где потерял более часа. Последний хвостик от Сурского до Алатыря - дорога убита. Пейзажи Башкирии и Татарстана традиционно радовали глаз.
Грязнуля в Ульяновске. Ульяновск показался таким насквозь советским городом с соответствующим серым обликом. Возможно, тому причиной была осенняя пасмурная погода с моросящим дождиком... По пути остановились около мемориала, посвященного ВОВ, расположенного прямо на высоком берегу Волги.
Второй: Екб - Кукуштан - Оса - Елово - Большая Уса - Чайковский - Можга - М7 - Казань - Цивильск - Канаш - Ибреси - Алатырь Трек: http://www.gpslib.ru/tracks/info/62346/Ekb-CHaykovskiy-Alatir.html Эта дорога была знакома до Можги и в очередной раз не разочаровала. Правда, были предсказуемо не очень ровные участки после Чайковского в сторону Воткинска и от Можги до М7. Также не разочаровала и М7 до Цивильска. А вот от Канаша до Алатыря (особенно после Ибреси) дорогу бомбили качественно и прилежно. Давно я такой мозготряски не видел. Получается, что оба подъезда к Алатырю с нашей стороны - далеко не лучшего качества. Пройденное расстояние 1312 км, средняя скорость движения 87,53 км/ч, время 15 часов. В ту поездку фотоаппарат не брал. Третий: Екб - Михайловск - Средний Бугалыш - Алегазово - Ярославка - Тастуба - Караидель - Бирск - Суккулово - М7 - Казань - Цивильск - Канаш - Ибреси - Алатырь Трек: http://www.gpslib.ru/tracks/info/62345/Ekb-Tastuba-Alatir.html Пройденное расстояние 1233 км, средняя скорость движения 87,34 км/ч, время движения 14,1 часов. Давно хотел лично проверить, что это за страшная грунтовка между Тастубой и Караиделью с двумя понтонными мостами, она же трасса Р-317, которую все боятся. ?:: Взял, да и поехал. И не пожалел. Вполне себе нормальный грейдер. Правда, стоит оговориться, что я ездил в сухую погоду. В каком состоянии может быть эта дорога после затяжных проливных дождей мне не известно. Кроме того, мне не известно, на сколько регулярно чистят ее зимой. Разумеется, накануне посидел над картами и тщательно проложил в навигаторе маршрут, чтобы не уехать куда-нибудь в жопеня. ?:: Первая остановка на отдых Въезжаем в Дуванский район На дороге присутствуют дорожные знаки и ограничительные заграждения на опасных участках. Т.е. все по взрослому, только асфальта нет. ?:: Дорога достаточно пустынная, трафик практически нулевой. За 70 км грейдера встретил 3 машины. На обратном пути ночью - только одну. Зато ночью полно зайцев, лис и сов, которые сидят на дороге, как столбики ?:: Заброшенная деревня Каирово Одна из встреченных машин Пейзажи радуют глаз Река Уфа сразу за Караиделью. Понтонный мост в Караидели снимать не стал. А вот в Бирске через реку Белая - запечатлел. Стоимость проезда по мостам 30-40 рублей. Местные ездят на любых авто. У откровенных пузотеров бывают проблемы с заездом на мост и выездом с моста. Местные заскакивают без проблем по диагонали.
Дальше была М7 с ее обычными пейзажами Объезд Казани. Дорожное покрытие идеально. Куйбышевское водохранилище, оно же река Волга. Пробочка из-за ремонта дороги Ромашковая дорога в Чувашии Потом был снова мозготряс после Канаша... и ура! Река Сура! ?:: Резюмирую. Если бы я поехал летом в сторону Казани, выбрал бы третий вариант. В иное время года при отсутствии достоверной информации о состоянии дороги Тастуба - Караидель выбрал бы первый вариант, но после Дюртюлей сразу ушел бы на М7.
Больше 72-75 среднюю не подымал. Поспать,заправиться, с\у, кофе, ноги размять, но ты Дима просто летаешь.
Алексей, так это скорость движения, за вычетом остановок. Специально остановки вычитал, т.к. ездил в разное время суток. Ночью покемарить пол-часика-часик останавливался. Да и у каждого к остановкам потребность разная. С остановками (сейчас глянул) тоже получается у меня от 73 до 81 км/ч по этим поездкам.
Фото дорог и пейзажей вдоль дорог понравились больше Алатыря.)) Красота и романтика трассы. А ромашки! Ммммм... Муж ни за что больше не желает через Караидель ехать, а там красотища...
А если персон две и они в одной машине? И сделали разный персональный выбор? Вот где не-за-да-чааа... Так и живем.
Мне фото понравилось - где подсолнухи на первом плане головушки повесили! класс! И храмы Алатыря. Редко встречаются краснокирпичные. В основном оштукатуренные..